Черни Карл. Родился в Вене. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни (1750-1832). Учился игре на фортепиано у Л. Бетховена (1800-1803). Концертировал с 9-летнего возраста. На формирование Черни как исполнителя оказал влияние И. Н. Гуммель, как педагога — М. Клементи. За исключением кратковременных концертных поездок в Лейпциг (1836), Париж и Лондон (1837), а также посещения Одессы (1846), работал в Вене. Черни создал одну из крупнейших пианистических школ 1-й половины XIX века. Среди его учеников — Ф. Лист, Т. Кулау. Черни написал много произведений для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в том числе духовных, сочинения для оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни для одного и нескольких голосов и музыкальные номера для спектаклей драматического театра. Наиболее известны произведения Черни для фортепиано. Многие произведения Черни остались в рукописи.
Особенно значителен вклад Черни в инструктивно-педагогическую литературу для фортепиано. Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие сочинения разной степени трудности, направленные на систематическое овладение различными приёмами фортепианной игры и способствующие беглости и укреплению пальцев. Его сборник «Большая фортепьянная школа» содержит ряд ценных методических указаний и развёрнутое дополнение, посвящённое вопросам исполнения старых и новых фортепианных сочинений. Черни принадлежат редакции многих фортепианных произведений, в том числе «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Д. Скарлатти, а также фортепианные переложения опер, ораторий, симфоний и увертюр для 2-4-ручного исполнения и для 8 — ручного на 2 фортепиано. Издано свыше 1000 его сочинений.
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.