Мессиан Оливье

Мессиан Оливье
Окончил Парижскую консерваторию, где по классу композиции занимался у П. Дюка. С начала 30-х гг. органист собора Ла-Тринитэ в Париже, где он служил свыше 50 лет. В 1936 год был одним из организаторов творческого объединения «Молодая Франция». В годы второй мировой войны был в плену, где написал «Квартет на конец времен» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. С 1942 год профессор Парижской консерватории. Среди его учеников — П. Булез, К. Штокгаузен. Его творчество оказало огромное влияние на развитие современной музыки.
Мессиан — крупнейший французский композитор XX века после К. Дебюсси и М. Равеля. В своем творчестве он обращался к религиозно-космическим идеям христианства (« Рождество Господа» для органа, «Двадцать взглядов на лик младенца Христа» для фортепиано), к природе, как началу мироздания. В своем творчестве использовал собственную систему ладогармонических и ритмических связей. Будучи глубоко религиозным человеком, писал музыку на христианские сюжеты. Его привлекала тема восточных религий (симфония «Турангалила»), а также передача музыкальными средствами мелодического языка птиц, который Мессиан исследовал и записывал в течение 40 лет.
Мессиан — яркий интерпретатор своих собственных сочинений, блестящий органист. Он внёс много нового в область церковной музыки.
Произведения:
для хора:
«Три маленькие литургии божественного присутствия» (1944)
«Пятьрешан» (1949)
«Месса Троицына дня» (1950)
оратория «Преображение Господа нашего» (1969)
для оркестра:
«Забытые приношения» (1930)
«Гимн» (1932)
«Вознесение» (1934)
для инструментов с оркестром:
«Турангалила-симфония» (1948)
«Пробуждение птиц» (1953)
«Экзотические птицы» (1956)
«Семь хайку» (1963)
сочинения для духового оркестра и ударных
камерно-инструментальные ансамбли
сочинения для фортепиано:
цикл «Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса» (1944)
ритмические этюды (1949-1950)
«Каталог птиц» (7 тетрадей, 1956-1959)
сочинения для органа
для голоса и фортепиано