Люлли Жан Батист

Люлли Жан Батист
Родился во Флоренции (Италия) в бедной семье. С детских лет Люлли был вынужден зарабатывать себе на жизнь. В поисках работы 14-летний Жан попал в Париж и стал поварёнком при королевском дворе. Там он обратил на себя внимание своими музыкальными способностями и был назначен музыкальным пажом сестры короля Людовика XVI. Однако вскоре юноша был изгнан из королевского дворца за стихотворение, высмеивающее его благодетельницу. Тогда он всерьёз взялся за изучение композиции и игры на фортепиано. В 1652 году Люлли получил место дирижёра в оркестре «24 скрипки короля», а позднее сам организовал малый придворный оркестр «16 скрипок короля». Год спустя король присвоил ему звание придворного композитора.
Люлли проявил большие способности в организации музыкальной жизни при королевском дворе, а в 1672 году добился от короля, чтобы тот передал в его руки монополию на право постановки оперных спектаклей. С этого времени придворные оперы ставились на высоком уровне, а Люлли имел возможность усовершенствовать своё композиторское мастерство в этой области. Последние 10 лет своей жизни он провел в качестве главного музыкального интенданта королевского двора и умер в Париже, окруженный заслуженной славой.
В творчестве Люлли основное место занимают оперы «Армида», «Психея», «Прозерпина», «Тезей» и др., балеты (в которых, кстати, автор нередко выступал в качестве танцора), а также симфонии и сюиты для оркестра, религиозные музыкальные произведения, пользовавшиеся при жизни композитора большой популярностью, но не вошедшие в историю музыкальной литературы.
Люлли является создателем французской национальной оперы (её характерными чертами являются равновесие между вокальными и инструментальными партиями, использование элементов декламации и подчинение ритмических вокальных фрагментов ударениям, существующим во французском языке). Люлли создал тип так называемой французской увертюры, состоящей из замедленного вступления, быстрой основной части и замедленного финала.
Творчество Люлли ещё долгое время оказывало влияние на развитие европейской музыки. Оно служило источником вдохновения для композиторов более позднего периода – Рамо и Глюка.
Произведения:
лирические трагедии:
«Тезей» (1675)
«Атис» (1676)
«Психея» (1678)
«Прозерпина» (1680)
«Фаэтон» (1683)
«Роланд» (1685)
«Армида» (1686)
героические пасторали:
«Ацис и Галатея» (1686)
Оперы-балеты:
«Триумф любви» (1681)
«Храм мира» (1685)
Дивертисменты, арии, песни, инструментальные пьесы, церковные произведения