Концерт

Жанр концерта ведет свои истоки от религиозной традиции рубежа XVI — XVIII века. В Италии в XVII веке принцип «соревнования» нескольких солирующих инструментов проникает в инструментальную музыку, подготавливая появление инструментального концерта, сопоставления солистов (solo — соло) или группы солирующих инструментов и оркестра (tutti), определившего стиль concerto grosso. Выдающимися произведениями в этом жанре были concerto grosso А. Корелли, Г. Генделя, «Бранденбургские концерты» И. С. Баха.
Жанр концерта окончательно сложился и получил свое законное воплощение в творчестве И. С. Баха и А. Вивальди, создавшего жанр программного концерта («Времена года»). Концерт представлял собой трехчастный цикл с быстрыми крайними частями и медленной средней.
Венские классики И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен ввели в тип концерта принципы классического сонатного цикла, в котором отсутствовала третья часть (менуэт или скерцо). Партия солиста еще более обособлялась от партии оркестра.
Эта тенденция усилилась в творчестве композиторов-романтиков. Романтическое искусство выработало для солирующего инструмента особый виртуозный стиль, требующий от исполнителя огромного технического мастерства.
В России жанр инструментального концерта получил развитие во второй половине XIX века. Вершинами жанра стали произведения П. И. Чайковского (1-й концерт для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром), А. К. Глазунова (концерт для скрипки с оркестром), С. В. Рахманинова (2-й и 3-й концерты для фортепиано с оркестром).
В XX веке жанр концерта получил дальнейшее развитие. В творчестве М. Равеля, Б. Бартока, Э. Элгара, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича имеются замечательные образцы концертного жанра. Известен концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра.