Классицизм

Классицизм, являясь во многом противопоставлением барокко, имел те же исторические корни, по-своему отразив развитие эпохи, характеризовавшееся переходом от феодально-абсолютистского к раннебуржуазному строю. Основной инструментальной формой стал в это время классический четырехчастный сонатный цикл. Окончательно оформились такие музыкальные формы, как сонатное allegro, рондо, тема с вариациями. Полифония уступила свое место гомофонно-гармоническому стилю. Дивертисмент с его новыми танцами и частями без названия заменил старинные танцы, объединенные в сюиты. В жанре инструментального концерта солирующий инструмент все больше обосабливался от оркестра. В вокальном жанре большую популярность получили обработки народных песен и концертные арии как отдельные произведения.
Во Франции XVII века классицизм носил явную взаимосвязь со стилем барокко (Ж. Б. Люлли, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), но развивался дальше под влиянием идей Просвещения (Ф. Филидор, Ж.-Ж. Руссо), впоследствии дав жизнь крупным гражданско-патриотическим музыкальным формам, связанным с событиями Великой Французской революции — героической опере, массовой песне, гимну (Ф. Госсек, Э. Мегюль, Л. Керубини, А. Гретри).
В Германии классицизм появился в искусстве оперного реформатора К. В. Глюка, создавшего новый тип оперы с более напряженным драматическим действием. В инструментальной музыке важное место в развитии инструментального стиля заняло творчество К. Ф. Э. Баха, а в области симфонии — А. Сальери и композиторов так называемой «Мангеймской школы» (Я. Стамиц и др.).
Наивысшего расцвета музыкальный классицизм достиг в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Образуя «Венскую классическую школу», эти композиторы наиболее ярко воплотили эстетику классицизма во всех жанрах — инструментальном, вокальном, ораториальном, оперном. В творчестве Моцарта и особенно Бетховена намечаются пути в будущее — в эпоху романтизма.
В России классицизм развивался во времена правления Екатерины II. Замечательными композиторами этой эпохи стали М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин.