Кантаты и оратории

Наиболее распространенными формами кантатно-ораториального жанра являются оратории, пассионы, кантаты, мессы, мадригалы. В XVIII веке формируется жанр светской кантаты, оратории. Составы исполнителей включают в себя различные сочетания хора, солистов, оркестра, органа, ансамбля инструментов.
Самой крупной формой кантатно-ораториального жанра является оратория и, в частности, один из ее видов — «пассион» (страсти), появившийся почти одновременно с оперным жанром. Меньшей по масштабу формой кантатно-ораториальный жанра стала кантата.
Крупнейшим мастером кантатно-ораториального жанра был И. С. Бах. Создателями светской оратории являются Г. Гендель и И. Гайдн. В творчестве Гайдна оратория носит лирико-содержательный («Сотворение мира»), у Генделя — героический, монументальный характер.
В эпоху романтизма, когда доминировала светская гомофонно-гармоническая музыка, кантатно-ораториальный жанр утрачивает свои позиции. Тем не менее традиции жанра продолжились в романтических произведениях Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, Дж. Россини, Дж. Верди.
В XX веке вновь возрастает интерес к кантатно-ораториальному жанру. В его развитие огромный вклад внесли произведения А. Оннегера, П. Хиндемита, К. Орфа, И. Ф. Стравинского, позже — К. Пендерецкого, Г. Гурецкого и др.
В России кантатно-ораториальный жанр имел, по преимуществу, светский характер (кант «Знаменный распев»). Тем не менее существовали и формы духовного хорового концерта (Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский). В XIX веке духовные и светские кантаты писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др. Кроме того, развивался жанр духовных песнопений на тексты православного богослужения.
В XX веке крупнейшие композиторы — С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке — пишут произведения кантатно-ораториального жанра. Наметившаяся еще в XIX веке тенденция к соединению кантатно-ораториального и симфонического жанров и получила свое совершенное воплощение в симфониях Д. Д. Шостаковича.