Камерная музыка исполнялась, как правило, в небольших помещениях, салонах, частных домах аристократии и просто в домашнем кругу. Определяющим фактором жанра камерно-инструментальной музыки является количество используемых в произведении инструментов (как правило, от одного до восьми). Камерно-инструментальный и вокальный жанры (романс, песня) объединяются общим понятием — камерная музыка. Фортепианная музыка выделяется в особый жанр, учитывая многообразие репертуара и особенности современных фортепиано и форм концертного музицирования.
По мере развития профессиональной музыки в Европе, ее разделения на церковную и светскую, определились основные черты камерно-инструментальной музыки. Особенности существования светской музыки, исполнявшейся по преимуществу в домах знати, обусловили тождественность до середины XVIII века понятий светской и камерной музыки. С формированием жанра классической симфонии и усовершенствованием фортепиано термин «камерно-инструментальная музыка» стал использоваться для обозначения ансамблевой музыки для небольшого состава инструментов (дуэт, трио, квартет, квинтет, ансамбль солистов и т. д.)
В XVII веке одним из основных камерных жанров стала трио-соната (два солирующих инструмента и basso continuo). На рубеже XVII-XVIII вв. возник жанр concerto grosso, давший начало развитию жанра инструментального концерта (А. Корелли, Г. Гендель, И. С. Бах и др.).
Высшей формой камерно-инструментальной музыки стала соната, сначала сформировавшаяся на основе циклической сюиты, а позже трансформировавшаяся по форме в самостоятельный сонатный цикл.
В середине XVIII века в творчестве И. Гайдна, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались классические виды камерно-инструментальных ансамблей — соната (для одного или двух инструментов), трио, квартет, квинтет и др., сложились типичные составы инструментов в ансамблях.
В камерно-инструментальных произведениях получили отражение все основные направления музыкального искусства XVIII-XX вв. — от классицизма (И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Л. Боккерини) и романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, И. Брамс, Р. Шуман) до современного реализма и модернистских течений музыкального авангарда.
Во второй половине XIX — XX веке выдающиеся образцы камерно-инструментальной музыки создали И. Брамс, А. Дворжак, Э. Григ, Б. Сметана, С. Франк, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Д. Д. Шостакович.
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.