Калинников Василий Сергеевич

Калинников Василий Сергеевич

Калинников Василий Сергеевич. Родился в селе Воины Орловской губернии в семье станового пристава. С 1878 года жил в Орле. Учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное музыкальное образование и руководил хором. Одновременно брал уроки игры на скрипке. В 1884 году поступил в Московскую консерваторию, но перешёл в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1892 году по классам фагота и теории музыки. Играл в оркестре, преподавал пение в начальных городских училищах, выступал в качестве дирижёра. С 1893 году вследствие прогрессирующей болезни (туберкулёз) жил преимущественно в Крыму. Широкую известность принесла Калинникову его 1-я симфония (1895), исполнявшаяся с большим успехом в России и за рубежом. Несмотря на болезнь, наиболее интенсивной была творческая деятельность Калинникова во 2-й половине 1890-х гг. В этот период созданы 2-я симфония , 2 интермеццо для оркестра, симфоническая картина «Кедр и пальма» (по стихотворению Гейне), музыка к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого (1899). По заказу С. И. Мамонтова Калинников инструментовал одну из сцен оперы «Хованщина» Мусоргского (1897). В 1899-1900 гг. Калинников работал над оперой «В 1812 году» (не окончена).
Калинников – талантливый продолжатель традиций П. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». По складу дарования Калинников был преимущественно лириком, хотя большое место в его произведениях занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы.
Произведения:
опера «В 1812 году» (либретто С. И. Мамонтова, 1899-1900)
кантата «Иоанн Дамаскин» (слова А. К. Толстого, 1890)
для оркестра:
2 фуги (1889)
симфоническая картина «Нимфы» (1889)
сюита (1891-1892)
увертюра «Былина» (1892)
2 симфонии (1895-1897)
2 интермеццо (1896, 1897)
симфоническая картина «Кедр и пальма» (1897-1898)
для струнного оркестра — «Серенада» (1891)
9 пьес для фортепиано в 2 руки, в том числе «Грустная песня» (g-moll, 1892-1893)
для женского хора с оркестром — «Баллада» («Над морем красавица дева сидит», слова М. Ю. Лермонтова, 1894)
для хора a cappella:
2 «Херувимские» (1885, 1886)
фуга (D-dur, 1888-1889)
для голоса с фортепиано:
10 романсов
16 музыкальных писем
трио «Приди ко мне»
театральная музыка