Яначек

Яначек Леош
Яначек Леош. Родился в Гуквальдах (Моравия). Сын сельского учителя и органиста. Жил и работал в Брно. Учился в монастырской школе, затем в учительском институте. Закончил пражскую Органную школу (1875 год). Совершенствовался в Лейпциге и в Вене. В 1881 году основал Органную школу в Брно (с 1947 года — Академия изящных искусств им. Яначека), был её профессором и её директором до конца жизни. В 1919-1925 гг. профессор композиции в Брненской консерватории. В 1881-1888 гг. оркестровый дирижёр филармонического концертного общества «Беседа брненска».
В ранний романтический период творчества (1870-80-е гг.) Яначек создал свои первые оркестровые сочинения — хоры, мелодрамы и оперу «Шарка». В его музыке были заметны влияния Р. Вагнера, Б. Сметаны и А. Дворжака. С середины 80-х годов Яначек начал серьёзно изучать моравский музыкальный фольклор. В дальнейшем были изданы четыре сборника народных песен. В этот же период созданы«этнографический балет» «Ракош Ракочи» и опера «Начало романа», в которых использованы многочисленные подлинные моравские народные песни. В 1894-1903 гг. работал над оперой «Её падчерица». Это социально-бытовая музыкальная драма из жизни моравской деревни, в которой ощутима близость к веризму с его изображением «жизни без прикрас», эмоциональностью, глубиной психологических характеристик. После постановки оперы  в Праге (1916) и в Вене (1918) к Яначеку пришла мировая слава.
Яначек считается национальным классиком XX века. Его творчество оказало большое влияние на композиторов последующих поколений Моравии и Словакии, оно во многом определило развитие музыкального искусства, особенно музыкального театра.
Произведения:
оперы:
«Шарка» (1887)
«Начало романа» (1891)
«Её падчерица» (1903)
«Катя Кабанова» (по драме А. Н. Островского «Гроза», 1921)
«Приключения лисички-плутовки» (1923)
«Средство Макропулоса» (по драме К. Чапека, 1925)
«Из мёртвого дома» (по роману Ф. М. Достоевского, 1928)
балет «Ракош Ракочи» (1891)
оратория «Глаголическая месса» (1826)
3 кантаты
2 вокальных цикла
сочинения для оркестра:
«Лажские танцы» (1890)
«Сербское коло» (1899)
рапсодия «Тарас Бульба» (1918)
камерно-инструментальные ансамбли
хоры a capella
обработки народных песен