Импрессионизм

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века. Главное в музыке импрессионизма — передача настроений, приобретающих символическое значение, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Термин «импрессионизм», применявшийся музыкальными критиками конца XIX века в осуждающем или ироничном смысле, позже стал общепринятым определением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений конца XIX — начала XX века.
Импрессионистические черты музыки французских композиторов проявляются в любви к поэтическому пейзажу («Образы», «Ноктюрны», «Море» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.) и мифологическим сюжетам («Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси), которые передаются композиторами с необычайной тонкостью в деталях персонажей. В импрессионистской музыке новизна художественных средств нередко сочетается с образами прошлого («Гробница Куперена» М. Равеля, «Детский уголок» К. Дебюсси), интересом к миниатюре («Ученик чародея» П. Дюка).
Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний композиторы сочиняли симфонические эскизы-зарисовки, в фортепианной музыке распространились сжатые программные миниатюры. На смену романтической песне пришла вокальная миниатюра с преобладанием речитатива в сочетании с красочной изобразительностью инструментального фона.
В начале XX века музыкальный импрессионизм распространился за пределы Франции. В Испании М. де Фалья, в Италии О. Респиги, А. Казелла и другие развивали творческие идеи французских композиторов. Своеобразный английский импрессионизм воплотился в творчестве Ф. Дилиуса, С. Скотта. Яркий пример импрессионизма в польской музыке — творчество К. Шимановского с его ультрарафинированными образами античности и Древнего Востока («Фонтан Аретузы», «Песни Хафиза» и др.). В России яркими представителями музыкального импрессионизма были Н. Черепнин, С. Василенко, А. Скрябин.
Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило палитру музыкальных выразительных средств в сфере гармонии, способствовало расширению тональной системы. Это, в свою очередь, открыло путь многим гармоническим новшествам XX века.