Гомофонно-гармонический стиль

Георг Фридрих Гендель

Гомофонно-гармонический стиль (греческое «гомофония» – однозвучие, унисон) — тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Один из голосов — мелодия — играет главенствующую роль, а остальные – подчиненную (гармоническое сопровождение, аккомпанемент). Этим гомофония принципиально отличается от полифонии, основывающейся на равноправии голосов. Утверждение гомофонно-гармонического стиля в музыке произошло в XVI-XVII вв. при переходе от Возрождения к барокко. Переход от полифонического к гомофонному письму отвечал новым эстетическим требованиям, возникшим под влиянием идей европейского музыкального Возрождения. В XVIII веке гомофонно-гармонический стиль постепенно вытесняет полифонический во всех основных жанрах вокально-инструментальной музыки (опера, симфония, камерно-инструментальная музыка). В большинстве сочинений XIX века гомофонно-гармонический стиль становится полностью доминирующим. В начале XX века господство гомофонно-гармонического стиля утрачивает свои позиции. Наряду с продолжающимся развитием гомофонно-гармонического стиля (Равель, Прокофьев) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (Хиндемит, Стравинский, Шенберг, Шостакович).