Родился в Австрии, в деревне Рорау. Второй сын из двенадцати детей каретника. Музыкальные способности Гайдна обнаружились уже в начальной школе, и он был послан в Вену для участия в хоре мальчиков при соборе св. Стефана. В связи с мутацией голоса юноша вынужден был покинуть хор, но к тому времени он получил почти полное музыкальное образование и сделал первые шаги на композиторском поприще. Благодаря своим знакомствам с выдающимися композиторами-современниками, в 1759 году Гайдн получает приглашение на должность дирижёра оркестра в имении графа Морцина в Лукавце (Чехия).
Судьбу Гайдна изменило полученное им в 1762 году приглашение на должность второго капельмейстера при дворе известного мецената князя Эстергази в Эйзенштадте. В 1766 году он становится первым капельмейстером.
В 1790 году умер старый князь Эстергази, а его сын распустил оркестр, сохранив за Гайдном жалование и звание. Имя композитора уже было известно во многих странах Европы. Он дважды побывал в Лондоне, где исполнялись его новые симфонии, а Университет присвоил ему звание профессора. В 1795 году Гайдн возглавил восстановленный оркестр Эстергази.
Большую часть своей жизни Гайдн провел в Вене, где создал свои самые выдающиеся произведения. В 1809 году, когда французские войска заняли Вену, Гайдн – автор австрийского императорского гимна – лежал на смертном одре. По приказу Наполеона у его дома был выставлен почётный караул.
Гайдн оставил огромное творческое наследие: оперы, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), многочисленные культовые произведения, около 150 симфоний и увертюр, несколько десятков концертов для различных инструментов, 83 струнных, несколько сотен других камерных произведений, многочисленные сонаты, песни и фортепианные произведения. Наряду с Моцартом, Гайдн является крупнейшим композитором классического направления (Венская классическая школа). Усовершенствовав и закрепив форму сонаты, он довел до высшего мастерства струнный квартет и симфонию. Новостью в музыке было создание оратории на светское либретто – «Времена года».
Гайдн до конца жизни оставался человеком жизнерадостным, полным юмора. Он был известен своим тонким остроумием. Когда его однажды спросили, что он думает об игре жены английского короля Георга III Софьи Каролины на фортепиано, он ответил: «Для королевы – терпимо». Юмор зачастую сквозит и в его произведениях. Зная, что публика засыпает во время исполнения медленных частей симфонии, Гайдн в одной из своих симфоний, в самом растянутом и медленном её месте, дал аккорд фортиссимо всего оркестра, чтобы разбудить дремлющих слушателей (симфония «С ударом в литавры»). Когда князь Эстергази отказался дать отпуск своему оркестру, Гайдн, желая продемонстрировать усталость оркестрантов, написал симфонию, в финале которой поочередно покидают сцену все музыканты, пока на ней не остаются всего двое скрипачей («Прощальная симфония»).
Произведения:
24 оперы:
«Хромой бес» (1751)
«Ацис и Галатея» (1762)
«Армида» (1783)
«Обманутая неверность» (1773)
«Роланд-паладин» (1782)
оратории:
«Семь слов Спасителя на Кресте» (1794)
«Сотворение мира» (1798)
«Времена года» (1801)
14 месс, в том числе:
«Святой Цецилии» (1769-1773)
«Месса времен войны» (1796)
«Тереза» (1799)
кантаты
хоровые произведения
104 симфонии, в том числе:
№ 6 «Утро» (1761)
№ 7 «Полдень» (1761)
№ 22 «Философ» (1764)
№ 44 «Траурная» (1772)
№ 45 «Прощальная» (1772)
№ 82 «Медведь» (1786)
№ 83 «Курица» (1785)
№ 94 «С ударом в литавры, или Сюрприз» (1791)
№ 100 «Военная» (1794)
№ 101 «Часы» (1794)
№ 103 «С тремоло литавр» (1795)
16 увертюр
танцы
35 концертов для одного и нескольких инструментов с оркестром
11 концертов для клавира с оркестром
4 концерта для скрипки с оркестром
4 концерта для виолончели с оркестром
3 концерта для валторны с оркестром
по одному концерту для контрабаса, флейты, трубы, гобоя с оркестром
13 дивертисментов с клавиром
47 дивертисментов для разных составов
83 струнных квартета
21 трио
квартеты, терцеты (трио), дуэты, песни, обработки народных песен
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.