Родился в Галле (Германия). Его отец был придворным цирюльником-хирургом и весьма недоброжелательно относился к музыкальным увлечениям сына. Благодаря вмешательству местного князя, до которого дошли слухи о замечательном ребенке, он вынужден был разрешить Георгу учиться игре на органе. Однако отец по-прежнему настаивал на том, чтобы юноша занялся юриспруденцией, и Генделю пришлось поступить в Галльский университет. Изучая право, он продолжал работать органистом в местном соборе. В 1703 году Гендель переселился в Гамбург, где существовал постоянный оперный театр. Работая дирижёром этого театра, он решил испробовать свои силы в качестве оперного композитора. Во время трёхлетнего пребывания в Италии (1706–1710) Гендель имел возможность углубить и расширить свои знания и развить свои способности. После краткого пребывания в Ганновере он отправился в Лондон. В 1727 году Гендель принял английское гражданство. Во время пребывания в Англии Гендель продолжал писать оперы и оратории – вновь созданную им музыкальную форму, а также – выступать в роли дирижёра. В 1720 году Гендель назначается директором Итальянской оперы в Лондоне (вместо Д. Скарлатти), для которой он написал четырнадцать сценических произведений. Из-за тяжелого заболевания композитор вынужден был прервать творческую работу. Однако сильный организм поборол болезнь, и спустя два года Гендель снова вернулся к композиторской и дирижёрской деятельности. В этот период им были созданы оратории «Мессия» и «Иуда Маккавей».
В 1751 году композитор ослеп. Ему пришлось отказаться от музыкального творчества и дирижирования. Однако Гендель не отказался окончательно от своей артистической деятельности. Он выступал в качестве органиста на открытых концертах чуть ли не до последних дней своей жизни. Композитор был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Самым большим достижением Генделя в области создания музыкальных форм является создание жанра оратории. В области оперного искусства Гендель вплоть до появления Глюка оставался самым выдающимся композитором. Музыка Генделя была гомофонической, но в историю музыки вошли и его контрапунктные эксперименты (как и Баха). Все произведения Генделя отличались композиционной ясностью и энергией. Англичане считают Генделя своим самым выдающимся национальным композитором.
Произведения:
оперы:
«Альмира, королева Кастильская» (1705)
«Ринальдо» (1711)
«Тезей» (1713)
«Адмет — царь Фессалийский! (1727)
«Ариадна на Крите» (1734)
«Дейдамия» (1741)
балет «Страсти по Иоанну» (1704)
оратории:
«Саул» (1739)
«Израиль в Египте» (1739)
«Мессия» (1742)
«Самсон» (1741)
«Иуда Маккавей» (1747)
«Иисус Навин» (1748)
«Иевфай» (1752)
концерты для оркестра
сюиты:
«Музыка на воде» (1715-1717)
«Музыка в лесу» (1742)
«Музыка фейерверка» (1749)
кончерто гроссо
органные концерты
инструментальные ансамбли
произведения для клавесина
песни, псалмы, гимны
музыка к драматическим спектаклям
Вернуться на страницу «Путешествие в мир немецкой музыкальной культуры »
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.