Глюк Кристоф Виллибальд. Родился в Эрасбахе (Бавария, Германия). Сын лесничего из Вейденванга, имения князя Лобковица. В раннем детстве вместе с родителями Глюк переезжает в Чехию. Вначале будущий композитор учился музыке в Хомутове, а затем в Пражском университете. Тяжелое материальное положение вынуждает его зарабатывать на жизнь уроками музыки. В 1736 году Глюк переезжает в Вену. Покровительствовавший ему меценат князь Лобковиц посылает Глюка в Милан для завершения музыкального образования. В это же время композитор создаёт свои первые оперы, которые с успехом идут на Миланской сцене, и получает приглашение на должность директора лондонского Итальянского оперного театра (вместо Генделя).
В 1746-1748 гг. он неоднократно меняет место своего жительства, пока наконец не оседает в Вене. Здесь он становится популяризатором французской музыки, производившей на него сильное впечатление. Хотя Глюк по происхождению немец, французы считают его своим самым выдающимся композитором.
В 1754–1764 гг. он был дирижёром и композитором придворной оперы. В это время композитор написал много опер для Вены, Копенгагена, Неаполя, Рима и других городов. В 1774 году Глюку присваивается звание действительного императорского и королевского придворного композитора.
В эти годы в Европе шли споры между сторонниками французской оперы — «глюкистами» и сторонниками итальянской оперы – «пиччинистами» (сторонниками музыки Пиччини). Спор этот окончился победой Глюка. В 1779 году Глюк тяжело заболел и постановка его последней оперы в театре «Гранд-Опера» шла без него. Последние годы жизни Глюка прошли в Вене.
Из 46 опер Глюка до сих пор на сцене удержались «Орфей и Эвридика», «Алькеста», «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде», написанные с великолепным знанием сцены, с большим мастерством и умением подчеркивать драматические моменты. Кроме того, Глюк создал множество хорально-инструментальных произведений, балет «Дон Жуан», 6 симфоний, оратории и т. д.
Произведения:
оперы:
«Артаксеркс» (1741)
«Демофонт» (1742)
«Свадьба Геракла и Эбы» (1747)
«Милосердие Тита» (1752)
«Антигона» (1756)
«Король-пастух» (1756)
«Орфей и Эвридика» (1762)
«Телемак, или Остров Цирцей» (1765)
«Альцеста» (1767)
«Парис и Елена» (1770)
«Ифигения в Авлиде» (1774)
«Армида» (1777)
«Ифигения в Тавриде» (1779)
балет «Дон-Жуан» (1761)
камерно-инструментальные ансамбли
17 симфоний и увертюр
хоровые и вокальные сочинения
Вернуться на страницу «Путешествие в мир немецкой музыкальной культуры »
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.