Фуга

Фуга (латинское fuga – бег, бегство) – многоголосное полифоническое произведение (обычно однотемное), основанное на приемах имитации, т. е. на поочередном изложении и развитии темы в разных голосах. Фуга как высшая форма полифонической музыки окончательно сформировалась в творчестве И. С. Баха и Г. Генделя в 1-й половине XVIII века. Непосредственными предшественниками фуги были вокальный мотет и инструментальный ричеркар. По строению фуга делится на 2 основных раздела. В первом – экспозиции — тема проводится во всех голосах (в зависимости от их количества фуги бывают 2-, 3-голосные и т. д.); вторая часть строится более свободно: в окружении подголосков тема разрабатывается и развивается, проходя попеременно в разных голосах. В заключительном эпизоде обычно утверждается главная тональность. В музыкальной литературе изредка встречаются фуги, основанные на 2-х и даже 3-х темах; их называют соответственно двойными и тройными. Фуга может быть самостоятельным произведением (фуги И. С. Баха). Однако чаще фугу предваряет прелюдия, носящая в большинстве случаев импровизационный характер. Из прелюдий и фуг составлены такие известные сборники, как «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг) И. С. Баха, «24 прелюдии и фуги» Д. Шостаковича. Помимо прелюдии, фугу может предварять фантазия, токката, вариации и другие формы (например, Фантазия и фуга соль минор И. С. Баха, Вариации и фуга на тему Пёрселла Б. Бриттена). Фуга может служить также частью крупной циклической формы — сонаты, квартета и т. п. Элементы фуги (фугато, фугообразные эпизоды) могут встречаться в музыке разных стилей.