Жар-птица

И. Ф. Стравинский
«Жар-птица»
Балет
1910

В 1909 году С. Дягилев впервые услышал сочинения молодого Стравинского и вскоре предложил ему написать музыку к балету «Жар-птица». Балетмейстер М. Фокин вспоминал: «Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжет. Все образы народной фантазии уже прошли сцену. Только образ Жар-птицы остался неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и, вместе с тем, наиболее подходящий для танцевального воплощения».
Стравинский и Фокин подолгу сидели за роялем в поисках синхронности движения и музыки. Стравинский работал на даче Н. Римского-Корсакова, которому он и посвятил партитуру балета.
К 1910 году партитура была готова. Она несла в себе признаки творческой молодости автора: в ней не хватало цельности развития, в музыке ощущалось влияние французских композиторов-импрессионистов. Но вместе с тем новая партитура отличалась таким необычайным тембральным богатством, что все эти недостатки можно было простить молодому композитору.
В 1910 году в Театре Елисейских полей в Париже состоялась шумная премьера «Жар-птицы». Зритель был ошеломлён роскошью музыки и пышностью дягилевской постановки.
В балете мы встречаем немало персонажей, знакомых по «Кащею Бессмертному» Н. Римского-Корсакова. Стравинский построил музыкальную драматургию «Жар-птицы» на типичном для русской эпической оперы сопоставлении контрастных интонационных сфер: мрачного царства Кащея, феерической сказочности Жар-птицы и народно-песенной Ивана-царевича. Но, безусловно, самое яркое и впечатляющее в балете — оркестровка. В первой редакции в составе оркестра была следующая группа ударных: литавры, треугольник, бубен, ксилофон, колокольчики, тарелки, большой барабан, там-там. В партитуру были введены челеста, фортепиано, трубы, кларнет. Партитура изобилует выразительными инструментальными соло: фагот, поющий колыбельную, соло валторны, напоминающее охотничьи рожки, соло гобоя, сопровождающее хоровод царевен, — всё это надолго запоминается слушателям.