Форе Габриель

Форе Габриель
Форе Габриель. Родился в Памье (департамент Арьеж). С юных лет жил в Париже. Музыкальное образование получил в Школе классической и духовной музыки (1854-1865), где по классу фортепиано занимался у К. Сен-Санса, который оказал большое влияние на формирование творческого облика Форе, способствовал исполнению и изданию его первых сочинений и посвятил ему «Бретонскую рапсодию» для органа.
С 1866 года Форе — органист в соборах Ренна (Бретань) и Парижа, где в 1877-1891 гг. возглавлял хоровую капеллу. С 1892 года был правительственным инспектором провинциальных консерваторий. С 1896 года профессор по классу композиции Парижской консерватории (в 1905-1920 гг. директор). Как педагог Форе способствовал развитию творческой индивидуальности учеников. Воспитал плеяду видных композиторов, среди которых М. Равель, Ш. Кеклен, Дж. Энеску, Л. Обер и др. В 1919 году в связи с обострившейся глухотой Форе вынужден был оставить пост директора консерватории и прекратить педагогическую работу. Гастролировал как дирижёр с исполнением собственных сочинений во Франции и за рубежом (в 1910-1911 гг. в Петербурге и Москве). Член Института Франции (1909).
Творчество Форе связало эпоху С. Франка и Сен-Санса с эпохой К. Дебюсси и М. Равеля, подготовило почву для музыкального импрессионизма; в то же время для Форе была характерна ориентация на классические и романтические традиции. Это определило сдержанный и спокойный, чуждый резким контрастам тон его сочинений, сферу выразительных средств. Стилю Форе свойственны черты, предвосхитившие музыкальный импрессионизм (некоторые гармонические обороты, тонкая картинная звукопись). Излюбленные жанры его творчества ограничены преимущественно сферой «чистой» музыки. Наиболее близки его дарованию камерно-инструментальная музыка, вокальная и инструментальная миниатюра. Фортепианные миниатюры Форе отличаются классической законченностью и изяществом формы, тонкостью и изобретательностью гармонического языка, изысканностью фактуры; за приверженность к этому жанру его часто называли «французским Шуманом». Наиболее созвучной ему оказалась поэзия П. Верлена, на слова которого написаны вокальный цикл «Песни чистой любви», ряд романсов, в том числе «Лунный свет», названный М. Равелем одной из самых прекрасных песен во французской музыке. Даже в реквиеме, где Форе поднимается подчас до высот подлинного драматизма, лирическое миросозерцание автора сказалось в том, что он исключил трагическое Dies Irae и закончил сочинение картиной покоя и умиротворения. Как реквием, так и его единственная опера «Пенелопа» явились значительным событием в музыкальной жизни Франции, а последняя, наряду с оперой К. Дебюсси, признана одним из шедевров французской музыки ХХ века.
Произведения:
опера «Пенелопа» (1913)
для хора и оркестра — реквием (1888)
для оркестра:
2 симфонии (1873, 1884)
сюита из музыки к драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1898)
сюита «Маски и Бергамаски» (1919)
для инструмента с оркестром — концерт для скрипки (1878, неоконч.)
баллада для фортепиано (1881)
фантазия для фортепиано (1918)
камерно-инструментальные ансамбли
музыка к спектаклям драматического театра