Фантастическая симфония

Г. Берлиоз
«Фантастическая симфония»
Симфония до мажор
1831

Написана в 1830-1831 годах. Симфония явилась манифестом музыкального романтизма, для которого характерен трагический исход: силы зла, демонические и отвратительные, пируют и веселятся, а герой бессилен что-либо изменить. Тема «Фантастической симфонии» привела к смелому преобразованию симфонического цикла: пять частей вместо четырёх, яркая, полная страстей музыка. Впервые в симфоническом жанре был воплощен сложный, раздираемый противоречиями мир романтического героя. Для «Фантастической симфонии» характерны богатейшие оркестровые краски, тембровое звучание слито с гармоническим.
«Фантастическая симфония» — программное сочинение, его подзаголовок — «Эпизод из жизни артиста». Берлиоз предпосылает партитуре подробный сценарий, впрочем, считая, что при исполнении можно ограничиться лишь названиями частей в программке для слушателей. Сценарий симфонии во многом автобиографичен. В нём рассказана история любви композитора к актрисе Генриетте Смитсон.
Сюжет:
Молодой музыкант, безнадёжно влюблённый, в припадке отчаяния пытается отравиться опиумом. Но доза недостаточна, и он погружается в сон, полный видений, претворяющихся в музыкальные мысли. Сама любимая женщина стала мелодией, как бы навязчивой идеей, которую он слышит повсюду.
I часть — мечтания и страсти. Музыкант вспоминает все тревоги и радости любви, нежность и ревность. Он находит утешение в религии. Все мотивы и темы I части образует главная тема — «тема возлюбленной». Эта тема проходит через всю симфонию, постоянно преображаясь, меняя облики и характер.
II часть — бал. Артист встречает любимую на балу в шуме блестящего празднества.
III часть — сцена в полях: природа, наигрыш пастухов. Проблески надежды сменяются сомнением — верна ли она… Солнце садится, отдалённый раскат грома, и — одиночество и молчание…
IV часть — шествие на казнь. Музыканту снится, что он убил ту, которую любил. Он осуждён на смерть, и под звуки марша — то мрачного и сурового, то блестящего и торжественного — его ведут на казнь.
V часть — сон в ночь шабаша. Юноша видит себя на шабаше, посреди толпы теней, колдунов, собравшихся на его похороны. Его любимая — теперь это только мелодия — возникает ещё раз. Однако она уже потеряла благородный характер — теперь это отвратительный хоровой напев — любимая идёт на шабаш, на оргию. Одновременно звучат похоронный звон, пародия на Dies irae (средневековый погребальный напев «День гнева»), хоровод шабаша.