Элгар Эдуард Уильям

Элгар Эдуард Уильям

Элгар Эдуард Уильям. Родился в Бродхиде близ Вустера (Англия). Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, органиста и владельца музыкальной лавки. С детства играл на многих инструментах. С 1882 года концертмейстер, затем дирижёр оркестра Вустерского любительского общества исполнителей-инструменталистов. В конце 1870 — начале 80-х гг. писал хоровую музыку для многочисленных английских профессиональных и любительских музыкальных обществ, а также камерно-инструментальные сочинения и фортепианные миниатюры. Выступал как пианист (исполнял сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена) и органист (с 1885 года). В 1882 году сдал экстерном экзамены в лондонской Королевской музыкальной академии по классу скрипки и музыкально-теоретическим предметам. С 80-х гг. занимался изучением искусства композиции (анализировал симфонические сочинения В. А. Моцарта, Бетховена и др.). Познакомился с произведениями Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса на концертах оркестра Гевандхауза в Лейпциге (1882) и с сочинениями А. Дворжака на вустерских хоровых фестивалях (Элгар был концертмейстером вустерского симфонического оркестра, выступавшего в 1884 году под его управлением). Во многих произведениях Элгара, особенно инструментальных ощутимо влияние музыки Дворжака, восхитившей композитора мелодичностью и красочностью оркестровки. Это влияние проявилось в яркой колоритности и лирико-романтическом характере музыки. В 1889-1891 и 1904-1920 гг. Элгар жил в Лондоне, с 1891 года — в Малверне, в 1905-1908 гг. преподавал в университете в Бирмингеме. С 1929 года и до конца жизни жил в Вустере.
В сочинениях 90-х гг. заметно влияние творчества Р. Вагнера (его оперы Элгар слушал в Бонне, Байрейте и Мюнхене в 1892 и 1893 году). На рубеже веков Элгар стал самым известным английским композитором. Популярность ему принесли оркестровые «Вариации на оригинальную тему» (впоследствии известны под названием «Энигма-вариации»; латинское еnigma означает «загадка»).
Элгар гастролировал как дирижёр (исполнял с различными оркестрами собственные произведения и сочинения других композиторов) в Италии, Франции, странах Америки; различные университеты присудили ему почётную степень доктора музыки. Он получил ряд наград и звание «мастера королевской музыки» (1924). В 1900-1920 гг. (наиболее плодотворный период творчества Элгара) созданы его крупные вокально-симфонические и оркестровые сочинения, в том числе 1-я симфония (она была первой и в истории английской музыки).
Элгар — яркий представитель английского музыкального романтизма, в котором получили развитие художественные принципы позднего западноевропейского романтизма.
Произведения:
балет «Алое опахало» (1917)
для солистов, хора и оркестра:
оратория «Свет жизни» (1896)
оратория «Сновидение Геронтиуса» (1900)
«Апостолы» (1903)
пьесы для струнного оркестра:
«Севильяна» (1884)
серенада (1892)
элегия (1909)
Торжественное Adagio (1894)
концерты для скрипки с оркестром (1910)
концерты для виолончели с оркестром (1919)
камерно-инструментальные ансамбли
произведения для хора a cappella
оркестровые транскрипции сочинений Г. Пёрселла, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Х. Ч. Пэрри.