Божественная поэма

А. Н. Скрябин
Симфония № 3 «Божественная поэма»
Симфония до минор
1903-1904

Третья симфония знаменует переход Скрябина от традиционной формы симфонического цикла к одночастной поэме. В ней ещё сохранено деление на части, но все три они объединены общими темами и непрерывными переходами от одной к другой. Все части написаны в сонатной форме. Симфония программна, её идея — роль художника-творца в обществе (Скрябин всегда обожествлял художника) и освобождение человеческого духа посредством искусства, — отсюда героическое начало и грандиозность размаха этой музыки.
I часть — «Борьба». Именно в этой части — «зерно» симфонии — могучая тема вступления, краткий мотив трёх труб. Эта лейт-тема пронизывает всю ткань произведения, из неё вырастает и тема финала. Аллегро изумительно по устремлённости и смене колорита — от суровости до фантастики.
II часть — «Наслаждения» — отдых от бурь и тревог, страстное упоение радостью жизни, природой, красотой.
III часть — «Божественная игра» — радостно-возбужденный полет, ликующий порыв. Апофеоз завершается мощным проведением величавой лейт-темы симфонии.