Дебюсси

Дебюсси Клод
Дебюсси Клод. Родился в Сан-Жермен-ан-Ле (Франция). Родители Клода, заметив склонность одиннадцатилетнего сына к музыке, послали его в Парижскую консерваторию, которую он закончил по классу композиции у Э. Гиро в 1884 году, получив Римскую премию. Во время учебы в Риме Дебюсси начинает интересоваться новейшей европейской музыкой и прежде всего – сочинениями Мусоргского, произведшими на него особенно большое впечатление.
Вернувшись в Париж, Дебюсси столкнулся там с новаторской литературной группой символистов. Дискуссии по вопросам искусства, связь с художниками, пропагандирующими в течение двух десятилетий новое направление в искусстве – импрессионизм, – всё это в большой степени повлияло на формирование творчества Дебюсси.
До конца своей жизни Дебюсси оставался в Париже, занимаясь композиторским творчеством и время от времени выступая как пианист. Произведения Дебюсси зачастую вызывали возмущение консерваторов, а премьера оперы «Пеллеас и Мелизанда» (лирическая драма по М. Метерлинку) окончилась скандалом.
Однако автор весьма стойко придерживался своих позиций композитора-авангардиста и дождался ещё при жизни объективной оценки своих произведений.
Дебюсси является создателем импрессионизма — направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков, «цветов» звука. Гармония у него лишена обычного классического порядка, аккорды выступают как характерные звуковые «пятна». В отдельных программных элементах сказалось влияние Вагнера, что нетрудно заметить в некоторых фортепианных произведениях («Девушка с волосами цвета льна», «Что видел восточный ветер»).
Произведения:
оперы:
«Родриг и Химена» (1891-1892)
«Пеллеас и Мелизанда» (1893-1902)
балеты:
«Игры» (1912)
«Камма» (1912)
«Ящик с игрушками» (1913)
кантаты:
«Даниэль» (1880-1884)
«Весна» (1882)
«Призыв» (1883)
лирическая сцена «Блудный сын» (1884)
«Дева-избранница» (1887-1888)
«Ода Франции» (1916-1917)
для оркестра:
дивертисмент «Триумф Вакха» (1882)
«Интермеццо» (1882)
«Послеполуденный отдых Фавна» (1892-1894)
«Ноктюрны»
«Облака»
«Празднества»
«Сирены»
«Море», 3 симфонических эскиза (1903-1905)
«Образы» ,»Иберия» (1906-1912)
фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1891)
«Танцы» для арфы и струнного оркестра (1904)
Рапсодия для кларнета с оркестром (1909-1910)
струнный квартет, трио, сонаты
для фортепиано:
«Две арабески» (1888)
«Бергамасская сюита» (1890-1895)
«Эстампы» (1903)
«Остров радости» (1904)
«Маски» (1904)
«Образы» (1-я серия — 1905, 2-я серия — 1907)
сюита «Детский уголок» (1906-1908)
Двенадцать прелюдий (1910-1913)
Двенадцать этюдов (1915)
хоры, песни, романсы, среди них:
«Пять стихотворений Бодлера» (1887-1889)
«Три стихотворения Малларме» (1913)