Куперен Франсуа

Куперен Франсуа
Крупнейший представитель семьи Куперенов, давшей несколько поколений музыкантов. Был прозван современниками «великим Купереном». Родился в Париже (Франция). Первоначальное образование получил у отца. С 1693 года придворный органист, в 1702-1730 гг. придворный клавесинист. Давал также уроки игры на клавесине, участвовал в придворных концертах.
Творчество Куперена — вершина французского музыкального искусства периода классицизма. Опираясь на достижения предшественников (начиная от Ж. Б. Люлли), композитор преломил в своём творчестве влияние итальянской инструментальной школы, преимущественно А. Корелли. Наследие Куперена включает камерно-инструментальные, духовные, клавесинные произведения. Наибольшую популярность приобрели клавесинные пьесы, получившие известность за пределами Франции ещё при жизни Куперена; их высоко ценили И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Пьесы Куперена отличаются идеальным соотношением между замыслом и его звуковым воплощением.
Большинство пьес Куперена имеет программные подзаголовки. Здесь галерея портретов женщин — «Грациозная», «Кокетливая», «Нежная», «Наивная», «Трудолюбивая»; родных и друзей композитора; национальных типов — «Флорентинка», «Испанка» и т. д. Широко представлены свойства человеческого характера (горячность, мрачность, преданность, непорочность), зарисовки сельского труда («Вязальщицы», «Жницы», «Сборщицы винограда»), картины из жизни природы («Тростники», «Бабочки», «Пчёлы»). Для музыки Куперена характерно отвлечение от индивидуальных, случайных черт и передача общего, типичного.
Произведения:
для клавесина — 4 сборника пьес (1713-1730);
камерно-инструментальная музыка:
«Объединённые вкусы» — 4 Королевских концерта и 10 концертов (1714-1715)
трио-соната «Апофеоз Корелли» (1724-1726)
трио-соната «Апофеоз Люлли» (1724-1726)
трио-соната «Нации» (1724-1726)
органные мессы (1690)
мотеты
3 предпасхальные обедни (1715)