Комическая опера

Антон Григорьевич Рубинштейн

Комическая опера — опера комедийного содержания, сложившаяся в странах Европы в XVIII веке. Музыкальные номера – арии, ансамбли и т. п. — перемежались разговорными сценами, в некоторых случаях речитативом. Комические оперы в XVIII веке писали: в Италии — Д. Перголези, во Франции — А. Гретри, в Австрии — И. Гайдн, В. Моцарт, в России — В. Пашкевич, Е. Фомин. В комических операх XIX-XX вв. обычно все действие сопровождается музыкой, разговорные сцены отсутствуют. Крупнейшие представители: в Италии — Дж. Россини, Г. Доницетти, во Франции — Ф. Обер, Ш. Гуно, в Германии — Р. Штраус, в Чехии — Б. Сметана, в России — М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков. Комическая опера развивается и в советском театре («Обручение в монастыре» С. Прокофьева), и на Западе («Хари Янош» З. Кодая, «Испанский час» М. Равеля). В XIX веке комическими иногда по традиции называли любые оперы с разговорными сценами, в том числе и не комедийного содержания (например, «Фра-Дьяволо» Обера).