Шопен Фредерик

Шопен Фредерик
Родился в Желязовой Воле, под Варшавой (Польша) в семье учителя. В 1810 году отец, получив назначение на должность преподавателя одного из варшавских лицеев, переезжает вместе со всей семьей в столицу Польши. Здесь и проходят детство и юность Фредерика.
Играть на фортепиано Шопен начинает с семи лет. А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер после одного года обучения Шопена даёт ему весьма лестную характеристику, а ещё два года спустя пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях – сначала по родной Польше, а в дальнейшем – за границей (Берлин, Вена).
Окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие – через Вену в Париж. В Вене, узнав о вспыхнувшем в это время в Польше так называемом «ноябрьском» восстании, он решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его, и Шопен уже никогда не увидит родную Польшу.
В Париже он сталкивается с многочисленными представителями польской эмиграции. Со многими из них, и прежде всего с Адамом Мицкевичем, у него установились дружеские отношения. Шопен встречается с выдающимися представителями музыкального мира – с Листом, Шуманом, Мендельсоном. Тем временем растёт слава Шопена как пианиста, композитора и педагога. В одной из своих статей о музыке Шуман назвал его новым гением.
Отличавшийся с детства слабым здоровьем, Шопен серьёзно заболевает. Прогрессирующий туберкулёз постепенно подтачивает его организм, отнимая у композитора силы, мешая ему работать. Турне по Англии и Шотландии способствовало распространению его славы в Европе, но одновременно привело к дальнейшему развитию тяжёлой болезни.
В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.
В творческое наследие Шопена входят два фортепианных концерта (1829, 1830), несколько произведений для фортепиано с оркестром, песни и немногочисленные камерные произведения. Остальное – исключительно фортепианные композиции: три сонаты (одна из них – с знаменитым «Траурным маршем»), полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений. Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Музыкальный этюд впервые в истории музыки из учебного упражнения вырастает у него до самостоятельного концертного произведения. О немеркнущей, вечной свежести музыки Шопена свидетельствует и тот факт, что она до сих пор предоставляет своим исполнителям все новые и новые возможности интерпретации.
Романтические по стилю, произведения Шопена отличаются богатой гармонией. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, а мазурки и полонезы превратил из танцев в концертные пьесы.
Крупнейший польский композитор занял почётное место в истории всемирной музыки.
Произведения:
для фортепиано:
3 сонаты (1828, 1839, 1844)
фантазия (1841)
4 баллады
4 скерцо
4 экспромта
24 прелюдии
фантазия-экспромт
21 ноктюрн
4 рондо
27 этюдов
17 вальсов
44 мазурки
15 полонезов
2 контрданса
19 песен для голоса и фортепиано