Кантата

Праздник в Венеции

Кантата — многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера. Современные кантаты обычно предназначаются для солистов, хора и оркестра (существуют кантаты без солистов; в некоторых образцах этого жанра оркестр заменяется небольшим камерным ансамблем; изредка встречаются кантаты чисто хоровые, т. е. Без инструментального сопровождения). По своему складу кантата близка жанру оратории, от которой она отличается меньшими размерами и сравнительно неразвитым сюжетом. Однако ко многим сочинениям современной музыки термины «кантата» и «оратория» могут быть применены в одинаковой мере. Сближение кантаты и оратории произошло относительно недавно. На рубеже XVI-XVII вв. кантата представляла собой сольную вокальную пьесу лирического характера (в отличие от монументального хорового цикла — оратории). Позже кантата стала приближаться к развернутой оперной сцене. Главным «действующим лицом» в кантатах постепенно стал хор. В конце XVII века были широко распространены 2 типа кантат: духовная (на библейские сюжеты) и светская. Выдающиеся образцы таких произведений можно встретить в творчестве И. С. Баха. Первые русские кантаты появились в XVIII веке. Расцвет отечественной кантаты связан с творчеством П. Чайковского (кантата «Москва»), С. Танеева («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»), С. Рахманинова («Весна», «Колокола»). Традиции классиков творчески продолжили советские композиторы (кантаты Ю. Шапорина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова). К жанру кантаты обращаются и многие выдающиеся зарубежные композиторы XX века (Б. Барток, К. Орф, Б. Бриттен и др.).