Булез Пьер

Булез Пьер
Родился в Монбризон (департамент Луар. Окончил католический коллеж (изучал математику и технику). С 1942 года занимался в Парижской консерватории у О. Мессиана (композиция и гармония), а также в классах дирижирования и фортепиано. В 1945-1946 гг. изучал серийную технику композиции. В 1946-1956 гг. музыкальный руководитель театра «Мариньи» в Париже. В 1951 году вместе с О. Мессианом и А. Жоливе вошёл в исследовательскую группу П. Шеффера, экспериментировавшую в области конкретной и электронной музыки. В 1954 году Булез организовал концерты новой музыки под названием «Domaine musical» В 1960-1963 гг. преподавал в базельской Академии музыки, в 1962 году в Гарвардском университете (США) прочел цикл лекций о музыке ХХ века. Дирижировал оркестрами Би-Би-Си (Англия), Нью-Йоркской филармонии, амстердамским «Консертгебау», Венским филармоническим оркестром. С этими коллективами Булез концертировал по Европе и США. С 1971по 1981 год — главный дирижёр Нью-Йоркского филармонического оркестра.
Булез — виднейший представитель современного музыкального авангарда. Развивая принципы А. Веберна, он пришёл к созданию метода «тонального» сериализма. В ранних произведения Булеза заметно влияние экспрессионизма, в дальнейшем начинают преобладать элементы сонористики. Этот поворот намечается в центральном по значению произведении Булеза «Молоток без мастера» (1954). После 1963 года Булез сочиняет мало, он почти всецело посвятил себя дирижёрской деятельности.
Произведения:
для голоса и оркестра:
«Солнце вод» (1948)
«Свадебный лик» (1946)
«Складка на складке — портрет Малларме» (1958-1967)
«Молоток без мастера» (для контральто, флейты, гитары, вибрафона, ударных, 1954)
«Фигуры», «Дубли», «Призмы» (для большого оркестра, 1958-1966);
камерно-инструментальные ансамбли, в том числе: «Полифония Х» (1951)
для 2 фортепиано — «Структуры» (1952)
произведения для фортепиано, театральная музыка