Бортнянский Дмитрий Степанович

Бортнянский Дмитрий Степанович
Родился в городе Глухове Черниговской губернии (Украина). С 1759 года обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле в Петербурге, участвовал в придворных концертах и спектаклях. В 1769-1779 гг. жил за границей. По возвращении в Россию был назначен капельмейстером, с 1796 года – директором вокальной музыки и управляющим Придворной певческой капеллы. Работал также при дворе наследника Павла Петровича. Для придворных спектаклей написал 3 оперы на французские тексты: «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник, или Современная Стратоника». Сборник романсов Бортнянского на французские тексты (1783) — единственный образец камерно-вокального жанра в его творчестве. В дальнейшем он работал почти исключительно в области хоровой церковной музыки. Бортнянский — один из крупнейших русских композиторов XVIII века. В его творчестве преобладают черты классицизма. Вместе с тем в музыке Бортнянского претворены интонации русской и украинской бытовой песни. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского принадлежат к первым образцам крупной циклической формы в русской музыке. В историю русской музыки Бортнянский вошёл прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Наряду с М. С. Березовским, Бортнянский создал новый тип русского хорового концерта. Бортнянскому принадлежит ряд церковных песнопений.
Произведения:
оперы:
«Креонт» (1776)
«Алкид» (1778)
«Квинт Фабий» (1779)
35 концертов для 4-голосного смешанного хора
Хоровой концерт № 32 «Скажи мне, Господи, кончину мою»
10 концертов для 2 хоров
светские хоры, в том числе «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского (1812)
сонаты
ансамбли:
квинтет (для фортепиано, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели)
«Концертная симфония»