Борис Годунов

М. П. Мусоргский
«Борис Годунов»
Народная музыкальная драма в четырёх действиях с прологом
Либретто по одноименной трагедии А.С. Пушкина
1874
М. П. Мусоргский «Борис Годунов» Народная музыкальная драма в четырёх действиях с прологом Либретто по одноименной трагедии А.С. Пушкина
Опера была написана в период с 1868 по 1872 годы. Первоначальная редакция (1869 год) заканчивалась сценой смерти царя Бориса. Вторая редакция (1871-1872 годы) включила в себя акт (2 картины), действие которого разворачивается в Польше, и сцену «Под Кромами», завершающую оперу, — сцену народного восстания против царя Бориса. Премьера состоялась 24 января 1874 года в Петербурге.
Строение оперы тесно связано с её драматургией. Мусоргский отказывается от номерного строения, за редким исключением всё строится в свободной, развивающейся форме, смене диалогов, монологов, массовых сцен, вытекающих из самого действия драмы. Важную роль играют лейтмотивы, определённые музыкальные темы того или иного персонажа, или же действия.
Оперой «Борис Годунов» Мусоргский обозначил новое направление развития музыки — путь народного искусства. У Мусоргского фольклор — не экзотическое украшение, а способ музыкального мышления. Исходя из народной музыки, композитор развертывает новый мир мелодий, революционно новую систему гармонии.
Реалистическая музыкальная драма Мусоргского открывает новую главу в истории оперы.
Сюжет:
События происходят в России и Польше в 1589-1605 годах. Правление Бориса Годунова — сначала в качестве советника царя Федора Иоанновича, затем — венчанного царя — омрачено кознями боярства, войной со шведами, татарами, сибирским ханом. На Руси – «смутное время». Люди говорят, что младший сын Ивана Грозного — царевич Димитрий — не погиб в Угличе, а остался жив. Когда-то виновным в убийстве царевича молва признала Бориса, а недруги Бориса «помогли ему пережить это как трагедию личную». Борис, мучимый угрызениями совести, умирает, а толпы народа, возглавляемые Лжедмитрием (Григорием Отрепьевым), якобы спасшимся от смерти, идут на Москву.
В трагедии А. С. Пушкина «народ безмолвствует», в музыкальной драме Мусоргского народ — активное действующее лицо.