Болеро

М. Равель
«Болеро»
Сочинение для симфонического оркестра, до мажор
1928

Импульсом к созданию «Болеро» послужил заказ известной балерины Иды Рубинштейн. Она попросила Равеля сделать в виде хореографического номера переложение фортепианного цикла «Иберия» испанского композитора И. Альбениса. Равель отказался инструментовать чужое сочинение и решил написать свое в духе испанского танца.
«Болеро» — сочинение гораздо более яркое и глубокое чем прикладной танцевальный жанр. Оно стало одним из самых популярных в симфонической музыке.
«Болеро» — симфонические вариации на одну тему, сочетающие строгость классической формы (мелодия и ритм не разрушаются в процессе развития) и романтической трансформации основного образа (от точного сольного танца к грандиозному массовому танцу-шествию).
Уникальна тема «Болеро». Равель использовал здесь испанскую музыкальную традицию. Тема была бы совершенно симметрична, если бы Равель во втором произведении не добавил лишний такт. Получилось 8 тактов + 9 тактов, что сразу придало мелодии своеобразный колорит. Поначалу незаметный, он по мере развития дает мощный импульс к действию. Огромную роль в драматургии играет оркестровый стиль, оркестровое развитие. Дело не только в новых инструментах (3 саксофона, малая труба, гобой д’амур), а в том, что именно инструментальными тембрами достигается трансформация темы.
В первых четырёх вариациях тема поручается поочередно флейте, кларнету, фаготу и т. д. С 5-й вариации Равель применяет смешанные тембры  в необычных сочетаниях, например, флейта и труба. В 10-й вариации солирует тромбон — это мощь и суровость темы, развитие становится динамичным, неудержимым. Далее Равель оперирует целыми группами (все деревянные духовые, саксофон с тромбонами). С 16-й вариации начинается завершающая фаза (три последние вариации воспринимаются как единое целое) — с tutti оркестра создается ощущение высвобождения огромной энергии.
На протяжении всего «Болеро» два малых барабана постоянно проводят одну и ту же ритмическую фигуру, как бы постоянно сжимая пружину, которая разворачивается в конце произведения.
«Болеро» оказывает колоссальное эмоциональное воздействие на слушателей. Кроме того, его часто называют «энциклопедией современной оркестровки».