Бизе

Бизе Жорж
Бизе Жорж. Родился в Париже в семье учителя пения и пианистки. Девятилетним мальчиком был принят в консерваторию. Композиции учился у Жака Галеви (автора многочисленных опер, в том числе известной оперы «Еврейка»).
За успехи в фортепианной игре Бизе получает Римскую премию (1857 год). Незадолго до поездки в Рим он поставил свою оперетту «Доктор Миракль», принесшую ему известность. После возвращения Бизе в Париж перед ним открываются сцены парижских театров. Однако следующие его произведения – «Искатели жемчуга» и «Пертская красавица» — пришлись не по вкусу парижской публике. Бизе исходил в них из вагнеровских принципов сочинения музыки. Совершенно иной приём был оказан оркестровым произведениям Бизе. Однако выдающемуся композитору не суждено было при жизни добиться всеобщего признания. Последняя опера Бизе «Кармен», вершина оперного реализма во французской музыке XIX века, была поставлена в 1875 году, но постановка в «Опера Комик» ознаменовалась скандалом: опера была признана безнравственной, музыка — безобразной. Спустя три месяца после премьеры Бизе скоропостижно скончался. А с конца 70-х годов «Кармен» навсегда завоевала оперные сцены мира.
Основное место в творческом наследии Бизе отводится обычно операм «Кармен» и «Искатели жемчуга». В «Кармен» трагические элементы сочетаются с комическими. Оставаясь верным стилю французского романтизма, Бизе вводит в оперу народные испанские элементы, на фоне которых и развёртывается действие оперы. Из прочих произведений Бизе наиболее известна сюита из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» и полная радости жизни мелодичная симфония. Кроме того, Бизе написал много песен и фортепианных произведений.
Отличительная черта музыки Бизе – её необычайная темпераментность, мелодическая изобретательность и блестящий оркестровый колорит. Бизе первый ввёл в оркестр саксофоны.
Произведения:
оперы:
«Дом доктора» (до 1856)
«Дон Прокопио» (1858-1859)
«Любовь художника» (1860, неоконч.)
«Искатели жемчуга» (1862-1863)
«Иван Грозный» (1865)
«Никола Фламель» (1866)
«Пертская красавица» (1866)
«Джамиле» (1871)
«Кармен» (1873-1874)
оперетты:
«Доктор Миракль» (1856)
«Мальбрук в поход собрался» (1867)
кантаты
симфонии
пьесы для фортепиано
музыка к драматическому спектаклю «Арлезианка» (1872)