Балакирев Милий Алексеевич

Балакирев Милий Алексеевич
Родился в Нижнем Новгороде в семье разорившегося дворянина, служившего чиновником в соляном управлении. Первой учительницей музыки для малыша была его мать. Десятилетнего Балакирева возили в Москву, где он некоторое время занимался у знаменитого пианиста и педагога Дюбюка, среднее образование Балакирев получил в гимназии, потом а Александровском институте, два года был вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета. Первые публичные выступления Балакирева как пианиста и дирижёра состоялись в Нижнем Новгороде. В восемнадцать лет он переезжает в Петербург и всецело посвящает себя музыке. Очень скоро в музыкальных кругах столицы он приобретает известность как отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импровизатор и композитор. Его поддерживают Глинка и Серов. К концу 50-х годов вокруг Балакирева объединяется группа передовых и талантливых молодых музыкантов, складывается балакиревский кружок «Могучая кучка».
В 1850-60-е годы Балакирев создаёт немало симфонических произведений, романсов, развивающих традиции Глинки. В 1832 году композитор становится одним из организаторов Бесплатной музыкальной школы, ставшей очагом массового образования и просвещения. Сезон 1866-1867 гг. Балакирев проводит в Праге, где и дирижирует операми Глинки. С 1867 по 1869 год он — дирижёр симфонических концертов Русского музыкального общества.
Время блестящих побед и творческих достижений сменяется для Балакирева годами кризиса. 70-е годы — отход от активной общественной жизни, прекращение выступлений, разрыв со многими старыми друзьями и сближение с церковью. В начале 80-х Балакирев возвращается к музыкальной деятельности, вновь становится руководителем Бесплатной музыкальной школы, выступает в концертах, с 1883 года управляет Придворной певческой капеллой. Умер Балакирев в 1910 году в Петербурге.
Произведения:

«Исламей» Фортепианная фантазия (1869)
Кантата памяти Глинки (1904)
две симфонии
«Увертюра на тему испанского марша» (1857)
«Увертюра на темы трёх русских песен» (1858)
музыкальная картина «1000 лет» (1864)
«Чешская увертюра» (1867)
симфоническая поэма «Тамара» (1882)
2 концерта для фортепиано с оркестром
сюиты
камерные ансамбли
транскрипции и переложения для фортепиано
хоровые произведения и романсы