Ученик чародея

П. Дюка
«Ученик чародея»
Программное симфоническое скерцо
1897

По строю звучания и драматургии, при всей оригинальности художественного замысла сочинение примыкает к программным симфоническим поэмам Ф. Листа, К. Сен-Санса, Р. Штрауса.
Дюка строит свое сочинение в очень точном соответствии с литературным первоисточником — известной балладой Гёте о незадачливом ученике чародея, вздумавшем в отсутствие учителя испытать свою власть над таинственными силами природы. Запомнив заклинание чародея, ученик выпускает на свободу духов, выполняющих все его приказания. Он велит метле спуститься к реке и натаскать в чан воды. Метла принимается за работу. Вот она наполнила водой большой чан, вода уже переливается через край, но метла продолжает своё дело. Напуганный ученик чародея тщетно пытается остановить усердную метлу — вода уже заливает помещение, грозит затопить весь дом. Юноша в отчаянии — он забыл магическое заклинание, которое может утихомирить духов. Наконец он хватает топор и разрубает метлу пополам (этот момент в скерцо изображен двумя резкими аккордами, после которых наступает мгновенная пауза, затем «беготня» в оркестре ещё более усиливается). Каждая половинка метлы с удвоенной энергией принимается за прежнюю работу. О горе! Вода заливает весь дом. Как остановить этот бесконечный поток? Но вот, к счастью, на пороге появляется старый учитель. Он произносит магическое заклинание, порядок восстановлен…
Внимательный слушатель легко может проследить за музыкальным воплощением всех этапов этой трагикомической эпопеи, начиная от коротенького вступления, воссоздающего таинственную атмосферу кельи старого чародея, и кончая финальным эпизодом появления учителя.