Энди Венсан

Родился в Париже. В 1862-1865 гг. обучался игре на фортепиано, изучал гармонию и контрапункт. С 1872 года занимался у С. Франка (композиция и орган), в 1873-1875 гг. — у него же по классу органа в Парижской консерватории. В 1874-1878 гг. д’Энди был хормейстером «Концертов Шатле» (позднее — «Концерты Колонна»), а также вторым литавристом (с 1875 года) оркестра этого общества и театра «Опера комик», органистом церкви Сен-Лё, с 1887 года — хормейстером «Общества новых концертов» (с 1897года — «Концерты Ламуре»). Один из основателей (1871), активных членов, а также председатель (с 1890 года) Национального музыкального общества.
В 1894 году д’Энди основал на базе «Певческой ассоциации» и церкви Сен-Жерве «Схола канторум» (открыта в 1896 году) — высшее музыкальное учебное заведение, ставшее центром изучения и пропаганды старинной светской и церковной музыки. Д’Энди вёл класс композиции, создал специальный курс оркестрового дирижирования, в течение 30 лет (с 1900 года) был директором школы. Один из крупнейших педагогов своего времени, Энди воспитал плеяду композиторов. Среди его учеников — Ж. Орик, А. Руссель.
В своём творчестве Энди развивал традиции Франка: зрелые произведения отличаются полифонической изобретательностью, красочностью гармонии, прозрачностью оркестровки, масштабностью композиции. Во многих сочинениях приёмы полифонического письма мастеров XV-XVIII вв. сочетаются с лейтмотивной техникой романтиков, характерные черты французского народного мелодизма — с особенностями архаичных церковных напевов, колоритная гармония романтиков — с графичностью фактуры.
Произведения:
оперы:
«Ожидайте меня под вязами» (1882)
«Фервааль» (1895)
сочинения для солистов, хора и оркестра
для оркестра, среди них:
5 симфоний (1872)
увертюра «Антоний и Клеопатра» (1876)
«Валленштейн» (1882)
симфоническая поэма «Божественная комедия» (1871)
симфоническая сюита «Летний день в горах» (1905)
концерты с оркестром:
для фортепиано, виолончели, флейты и струнного оркестра (1926)
фантазия на темы французских народных песен для гобоя (1888)
сюита в старинном стиле для трубы, 2 флейт и струнного оркестра (1886)
хоральные вариации для саксофона (1903)
камерно-инструментальные ансамбли
для органа:
«Прелюдия и маленький канон» (1893)
«Вечерня всех мучеников» (1899)
хоры
духовная музыка — кантаты, мотеты
музыка для драматического театра