Алябьев Александр Александрович

Алябьев Александр Александрович
Родился в Тобольске (Сибирь) в семье губернатора. Получил хорошее образование, с детства серьёзно занимался музыкой, брал уроки теории и композиции в том числе у И. Миллера. Участник войны 1812 года, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. После войны Алябьев продолжал военную службу в Петербурге, одновременно начиная серьёзные занятия композицией.
В начале 20-х годов Алябьев становится известным композитором, сочинителем театральной музыки, романсов и фортепианных пьес. В 1822 году на сцене Петербургского Большого театра с успехом была поставлена его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые». Сочинение романсов «Соловей» и «Вечерком румяну зорю» упрочило славу Алябьева.
В 1823 году он выходит в отставку и поселяется в Москве. Вместе с Верстовским Алябьев участвовал в открытии Большого театра в Москве (1825).
В 1825 году Алябьев был арестован и заключен в тюрьму. В 1828 году был выслан в Сибирь. В Сибири, в Тобольске Алябьев написал романсы «Вечерний звон», «Зимняя дорога», ряд произведений для духового оркестра. В 1832 году выехал на Кавказ, где начал работу над сборником «Голоса украинских песен». Последние годы жизни Алябьева прошли в Москве.
Самую ценную часть творчества Алябьева составляют его романсы. Развивая традиционные стили бытового романса (русская песня, лирический романс, баллада) Алябьев приходит к романсам большой психологической глубины и драматизма. Среди поэтов, чьи стихи привлекали Алябьева как композитора — Пушкин , Вяземский, Дельвиг, Давыдов, Беранже. В творчестве Алябьева отчетливо проявились реалистические тенденции русского искусства в период его становления и перехода к новому, классическому этапу.
Произведения:
оперы:
«Аммалат-Бек» (1847)
«Лунная ночь»
балет «Волшебный барабан» (1827)
симфония (1850)
увертюры
танцы
фортепианные пьесы
2 фортепианных трио
3 струнных квартета
романсы (более 150)
обработки народных песен, музыка к спектаклям