24 прелюдии

А. Н. Скрябин
«24 прелюдии»
Цикл для фортепиано, соч. 11
1888-1896

Фортепианный цикл — своего рода «энциклопедия» музыкальных образов раннего периода творчества Скрябина. Созданные частично в России, частично во время первой заграничной поездки, эти прелюдии можно было бы назвать «дневником странствий» (Москва, Киев, Гейдельберг, Амстердам, Париж, Дрезден). Прелюдии невелики по масштабам, но у каждой — свое настроение или образ: мягкая лирика, меланхолия, скорбь и плач, яркий оптимизм, мрачность и решительность, — вся гамма чувств и переживаний, представленная в истинно скрябиновском стиле (изысканные ритмы, причудливо переплетающиеся голоса, сложные гармонии).
24 прелюдии написаны во всех тональностях (как в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха). Скрябин хотел написать и второй подобный цикл (из 48 прелюдий, по две в каждой тональности), но замысел не осуществил. Некоторые прелюдии, предназначенные для второго цикла, вошли потом в сочинения 13, 15, 16, 17.