Соната № 23 «Аппассионата»

Л. ван Бетховен
Соната № 23 «Аппассионата»
Соната для фортепиано, фа минор
1823

Была написана в 1823 году. Название произведению дано не самим Бетховеном. Эту сонату и сонату ре минор принято считать «шекспировскими» сонатами. Ученик Бетховена Шиндлер на вопрос о содержании этих сонат получил ответ Бетховена: «Прочтите «Бурю» Шекспира». По грандиозности замыслов, масштабу идей «Аппассионата» стоит в ряду самых замечательных произведений Бетховена.
В сонате 3 части.
Весь музыкальный материал первой части вырастает из двух драматических мотивов — сумрачно-сосредоточенного, исполняемого без гармонического аккомпанемента в разных регистрах унисоном через 2 октавы, и мотива-мольбы, ставящего знак вопроса. К этим двум мотивам позже присоединяется третий, напоминающий «удары судьбы» из Пятой симфонии. Этот мотив, как надвигающаяся угроза, пронизывает всю музыкальную ткань части.
Вторая часть – тема с вариациями. Тема изложена аккордами в мажоре и носит хоральный характер. Мелодия трансформируется, становится более мягкой, лиричной, но в конце вновь возвращается к основной теме.
Финал дает много поводов сравнить его со стихией, ураганом, бурей. Лавинообразный поток звуков вызывает ассоциации с разбушевавшейся природой. Его можно трактовать как единоборство героя со стихией, или человека с враждебными силами. Кульминация борьбы наступает в коде.